В обучении шахматам живое общение с тренером играет большое значение. Тренер замечает ошибки ученика в игре, а также во время обсуждения заданий, видит сильные и слабые стороны ученика, пробелы в знаниях и понимании игры. Разумеется, тренер даёт полезные рекомендации и советы для развития шахматиста.⠀ Форма занятий может быть разная: групповые, индивидуальные, мини-группы.⠀
1.Групповые занятия.⠀ Главным достоинством групповых занятий является то, что ученики (особенно дети) могут играть друг с другом. По ходу игры тренер может давать советы, указывать на ошибки. Такие занятия проходят «живо», идёт общение, появляются новые друзья-соперники.
Такая форма обучения особенно подходит для тех, кто хочет просто заниматься шахматами для развития, а также на начальном этапе, когда первостепенная задача – привитие интереса к игре.⠀ Очень важно, чтобы большинство учеников группы были примерно одного уровня. В этом случае все будут говорить «на одном языке», а также появится здоровая конкуренция.⠀
2. Индивидуальные занятия.⠀ Когда ученик достигает определённых результатов, хочет заниматься серьёзно, начинает принимать участие в классических турнирах, тогда без индивидуальных занятий обойтись сложно.
Разбор своих партий с тренером – исключительно важный элемент обучения. Работая над ошибками, получится их преодоление и движение вперёд.
Также на уровне II-I разряда и выше важно уделять внимание постановке дебютного репертуара. Тренер может в общем виде описать, как складывается игра в том или ином дебюте, объяснить основные идеи, дать задание по разбору классических партий изучаемого дебюта. Вместе получится записать основные варианты.
Для большинства учеников дебюты подходят разные, в зависимости от стиля, вкуса и т.д. Поэтому в группе заниматься серьёзным изучением дебютов не очень удобно. ⠀
3.Мини-группы.⠀ Мини-группа – группа из 2 учеников примерно одинаковых по уровню игры. Такой формат очень эффективный. Он сохраняет достоинства как групп, так и индивидуальных занятий. Особенно удобно в этом случае разыгрывать учебные позиции, попрактиковать определённый дебютный вариант, а затем вместе всё разобрать и обсудить.⠀ Таким образом, формат обучения с тренером желательно выбирать в зависимости от целей, задач, уровня игры, индивидуальных особенностей ученика.